Правительство назвало самые отстающие регионы Беларуси и составило план, как поднять их хотя бы до уровня середнячков. В Могилевской области районов-аутсайдеров — семь штук! Так, в Могилевской области к аутсайдерам отнесли Глусский, Кировский, Краснопольский, Славгородский, Хотимский, Чаусский и Чериковский районы.
7 районов и 23 административно-территориальных единицы составляют 30,4% территории региона! Они с существенным отрывом уступают остальным регионам республики по различным показателям, не могут развиваться и конкурировать с остальными — нет ни трудовых, ни экономических ресурсов. Зарплаты в этих регионах ниже среднереспубликанской на четверть, а численность населения стремительно сокращается.
В Совмине решили, что проблему исправит "вливание" больших средств — почти 83,5 млн долларов в эквиваленте. И часть из этих денег, по их мнению, должны принести малый и средний бизнес.
Краснопольский, Славгородский, Хотимский и Чериковский районы уже 4 года входят в программу социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области. И льготы, которые она дает, будут действовать как минимум до 2020 года.
Четыре района — Краснопольский, Славгородский, Чаусский и Чериковский — относятся к территориям, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. Это накладывает определенные ограничения на возможности их экономического развития.
Цифры и статистика
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата по итогам 2018 года по отстающим районам более чем на четверть ниже средней по стране. Население интенсивно сокращается, что ведет к нехватке рабочих кадров и специалистов средней и высокой квалификации.
У районов-аутсайдеров — самая низкая численность занятых в экономике в расчете на 1000 жителей по стране. В Могилевской области самые низкие показатели — в Чериковском (343 человека), Славгородском (367 человек), Краснопольском (375 человек) и Кировском (378 человек) районах.
Иллюстрация: Антон Девятов
В районах большинству молочно-товарных ферм и свиноводческих комплексов уже более 30 лет, и они исчерпали свой экономический ресурс. Значительное количество сельскохозяйственных организаций находится в процедуре санации или банкротства, постоянно убыточны. Правительство видит, что для внешних инвесторов эти отстающие территории не очень привлекательны, а потому и инвестиционные ресурсы отсутствуют. При этом упор в развитии по плану делают именно на инвестиции.
Есть ли выход?
Для исправления сложившейся ситуации необходимы современные технологии в производстве (т.е. инвестиции в модернизацию). А еще — "освоение совершенно новых направлений деятельности с высокой добавленной стоимостью на основе использования конкурентных преимуществ", как считают в правительстве.
То есть конкурировать регионы-аутсайдеры все же могут, решили в Совмине, — например, в направлениях, которые в них как раз малоразвиты или не развиты совсем.
Глусский район может развивать добычу прочих полезных ископаемых, считает правительство. Правда, не уточняет каких. На сайте райисполкома указано, что есть глины, торф и даже месторождения нефти.
Кировский район может развиваться за счет производства продуктов питания, напитков и табачных изделий, а также производства текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха.
Козырем Хотимского района может быть снабжение электроэнергией, газом, паром, горячей водой и кондиционированным воздухом.
У Чаусского — то же самое, плюс охота, рыбное хозяйство, производство продуктов питания (напитков, табачных изделий), оптовая и розничная торговля; ремонт автомобилей и мотоциклов.
Чериковский район тоже может развивать рыболовство и рыбоводство, производство продуктов питания, напитков и табачных изделий.
Части районов и Славгородскому особенно предлагают зарабатывать оказанием услуг по временному проживанию и питанию. И почти всем — развиваться за счет туризма.
Что же сделано для развития?
Совмин говорит о проектах, которые реализовали в 2016—2018 годах. Они, считают чиновники, уже оказали и окажут в перспективе положительное влияние на повышение уровня и качества жизни населения в отстающих регионах.
Всего проектов в производственной сфере четыре, в трех организациях трех районов — Краснопольском, Чаусском и Чериковском. Из них три проекта — заслуга частного бизнеса.
Это создание цеха по производству клееного щита из массива древесины и древесных пеллет ООО "Спиллхард" в Краснопольском районе. Новое производство по выпуску сухих строительных смесей, товарных бетонов и растворов, железобетонных покрытий в Чаусском районе создали частный производитель "Барс-Инвест" совместно с "Бергауф Чаусы". Причем правительство рассчитывает на рост зарплат на этих производствах более чем в полтора раза.
Еще один частный проект, но уже инфраструктурный — это строительство магазина "Евроопт" в Глуске. А вот реконструкция котельной с установкой котла на местных видах топлива в Кировском районе сделана без участия частника.
Перспективы на 2019-2025 годы
В Могилевской области могут предложить 13 проектов стоимостью 117,2 млн рублей. Это новые предприятия.
Также намечена реконструкция помещений завода технических масел под предприятие по переработке пищевых продуктов в Чаусах, в Глуске — производства древесного угля, пюре и повидла, деревообрабатывающее. Два предприятия по деревообработке появятся в Краснопольском районе, в Хотимском — биогазовая установка. А в Черикове собираются разливать питьевую и минеральную воду по бутылкам, плюс открыть еще одно деревообрабатывающее производство.
Что касается инвестпроектов на уже существующих предприятиях, то их в списке девять — стоимостью 10,6 млн рублей. Семь проектов касаются пищевой и деревообрабатывающей промышленности.
Отдельным списком идут инфраструктурные инвестиционные проекты для повышения качества жизни населения:
- строительство и реконструкция сетей водоснабжения в Кировском районе;
- строительство объектов торговли в Кировском, Славгородском и Чериковском районах;
- туристического комплекса «Голубая криница» в Славгородском районе;
- биатлонного стрельбища и лыжероллерной трассы в Чаусском районе;
- реконструкция кинотеатра «Орион» под Центр культуры и досуга в Глуске;
- реконструкция здания районного Дома культуры в Чаусах;
- реконструкция дворцово-паркового ансамбля в деревне Жиличи Кировского района;
- ремонт (реконструкция) объектов образования в Глусском, Кировском и Славгородском районах.
Инвесторы, отзовитесь!
Есть у правительства список готовых предложений, но пока нет инвесторов. Всего есть 44 предложения на общую сумму инвестиций в 43,3 млн рублей.
По задумке Совмина, именно привлечение субъектов малого и среднего бизнеса даст толчок к развитию районов. Например, можно вложить 6 млн рублей в новое производство питательных грунтов и гранулированных удобрений на основе сапропеля, торфа в Хотимском районе. Или построить кролиководческую ферму в Краснопольском районе за 9,5 млн рублей.
Что касается действующих предприятий, то можно за 6,5 млн рублей реконструировать навесы для хранения льнотресты под льноперерабатывающее производство в Чаусском районе.
Нужно вложиться и в развитие социальной инфраструктуры. Всего необходимо 13,8 млн рублей. Деньги пойдут на строительство станций обезжелезивания в Глусском и Хотимском районах, реконструкцию очистных сооружений в Краснополье, термореновацию здания детской школы искусств в Глуске, строительство магазинов.
Инвесторам предлагают также организовать водолечебницу, зоны отдыха на базе имеющихся скважин минеральной воды в Чериковском районе. А также построить спортивно-оздоровительный комплекс в закрытой части выработанного карьера в деревне Козуличи Кировского района.
Что-то может получиться?
Если все это получится, то два района из семи — Чаусский и Чериковский — могут выйти из числа отстающих (по прогнозу Совмина). У остальных только сократится разрыв уровня социально-экономического развития.
Самый главный сдерживающий фактор развития отстающих районов Могилевской области — последствия аварии на Чернобыльской АЭС.
Речь о том, что в отстающих районах большие площади все еще загрязнены радионуклидами. И представление в общественном сознании таких районов как "загрязненных территорий" не способствует их долгосрочной социальной и демографической стабильности, инвестиционной привлекательности, говорится в документе.