Ирина Александровна, что на душе?
Спустя день после победы уже немного взвесила все, оценила, осознала, какую большую награду завоевала моя дочь. А в четверг эмоции бушевали. Даже не понимала, что происходит. Очень рады за нее и счастливы. Есть спортсмены, которые стремятся к олимпийскому золоту всю жизнь и не получают его, а нашей Динаре это удалось на первых же Играх. Гордимся ей. Да она это и сама знает.
Где смотрели эстафету?
Находилась на работе. Следила за "сивидатой" на телефоне. Посмотрела три этапа. Когда Динара отстрелялась и вышла со второго огневого рубежа, отпросилась с работы и побежала домой. Больше не могла терпеть. Хотелось своими глазами увидеть счастливые мгновения. Была уверена, что медаль будет. Потому что Динара не могла много проиграть, а Дарья Домрачева своего не упустила бы.
Так и подумала: даже если Динара уступит 20 секунд, Даша в любом случае сможет их отыграть. Знала, что дочери тяжело. Позже она рассказала, что накрыло, ничего не могла с собой поделать. Но, если честно, и дома толком не посмотрела эстафету. Тут же стали звонить все — и родственники, и друзья, и знакомые, и корреспонденты… Телефоны разрывались. Всю гонку отсмотрела только вечером.
Нервов много потратили?
Ну да. Соревнования Динары смотрю частенько. Настраиваю себя, что переживать не стоит. Дочь говорит: мама, не волнуйся, это все мне передается. Накануне о гонках мы вообще не говорим. Это своеобразная традиция. Изначально ведь Динару не планировали в эстафету. Когда она написала, что будет выступать, подумала: ой, какой это груз ответственности… Сможет ли она, бедненькая, после той неудачи на этапе Кубка мира?
Но это было только у меня в голове, ей ни о чем не говорила. Динара заметила: теперь самое главное — настроиться. Еще когда бежала Надя Скардино, меня охватили переживания. А как за этапом дочки следила — это было что-то… Хотя, признаться, еще накануне появилось предчувствие, что медаль будет.
Когда смогли дозвониться до дочери?
Сразу написала поздравление. А вечером недолго поговорили. Было слышно, как они там радуются. Динара сильно устала. Но успокоила: мол, со мной все в порядке. Знает, что я переживаю. Однажды в Раубичах наблюдала, в каком состоянии они прибегают, какие у них глаза… Это страшное зрелище. Потом поздно вечером еще пообщались. Не спалось ни ей, ни нам. Ой, опять начинаю плакать…
Много слез было?
Много. И успокоительные пила. А в пятницу, кажется, еще больше плакала. Все осознала. Это очень неожиданно и приятно.
Динара — самая молодая олимпийская чемпионка в истории биатлона…
Кстати, написала ей: как ты себя чувствуешь в этой роли? Я, в свою очередь, чувствовала радость, гордость. Проснуться обычным человеком и через несколько часов стать мамой олимпийской чемпионки — это что-то с чем-то.
Вы работаете бухгалтером?
Да. ОАО "Светлый путь Агро", Чаусский район, агрогородок Каменка.
Динара часто бывает в Чаусах?
Нет. Очень редко видимся. Даже если она приезжает в Беларусь между сборами, остается в Раубичах. В Чаусах нет возможности полноценно тренироваться. Бывает, вечером приезжает, а наутро уже надо обратно. Созваниваемся. Ну и сами к ней иногда выбираемся.
Чаусы сейчас стоят на ушах?
Да. Все поздравляют. В пятницу было собрание, чествовали передовиков. Меня тоже пригласили. Начали с того, что поздравили меня, Динару, наших девчонок. Было очень приятно. Конечно, когда Динара приедет, ее поздравят и лично. Потом начался концерт. В тот же день зашла в магазин, и мне говорят: ой, а мы вас узнали, вы мама Динары… Говорю, да, очень приятно. Ха, я тоже стала популярной, как телезвезда.
Когда заезжаешь в Чаусы, на многоэтажном доме висит плакат: "Алимбекова Динара — гордость Чаусской земли". И в дипломе, который мне вручили, написана та же фраза. А еще в четверг к нам домой приезжал председатель райисполкома, поздравлял. Сообщил, что Динаре отправили телеграмму. Дочь ее получила, сказала: рада, что меня помнят в Чаусах.
Динара родилась в Казахстане. Как вы там оказались?
Я и сама там родилась. Моя мама из Беларуси, из Белыничского района. В свое время, еще будучи малышкой, она с родителями переехала в Казахстан. Это было в послевоенные годы. Мои дедушка с бабушкой отправились поднимать целину. Долгое время наша семья жила там. А когда Динаре было три года, переехали в Беларусь. Так сложились обстоятельства. Наши родители захотели вернуться. Ну а нам чего оставаться? Отправились за ними. Кстати, мои одноклассники из Казахстана тоже прислали поздравления.
Имя дочери решили дать на казахстанский манер?
Это скорее восточное имя. Есть ведь такая монета — динар. Просто понравилось это имя.
В детстве Динара занималась хореографией, играла на фортепиано…
Да. Ходила в музыкальную школу, танцевала… Помню, однажды даже выступала на каком-то открытом концерте в Чаусах. К тому же хорошо училась. А потом увлеклась биатлоном. Несколько лет совмещала. Но однажды пришлось делать выбор. К счастью и ее большой тогдашней радости, предпочли биатлон. Динара сразу однозначно сказала: спорт. А вот я колебалась. Долго не разрешала ей бросать музыку, танцы. Любая мама хочет, чтобы ребенок получил хорошее образование. Про биатлон не думала. Спортивная жизнь, как говорится, коротка. А вдруг у нее не получилось бы дойти до такого уровня?
Помню разговор с тренером Андреем Олеговичем Ивановым. Он убеждал: посмотри, как у нее все получается! Мол, она выигрывает у старших девчонок. Я отвечала: хорошо, это сейчас Динара побеждает, счастлива, эмоции зашкаливают, а что она будет чувствовать, когда начнет проигрывать? Он сказал: а спорт без поражений не бывает. Мол, она к этому готова. И оказался прав. Помню, по прошествии времени, когда она уже училась в университете, я задала вопрос: дочь, а ты не жалеешь? Она: нет, мама, ты что? Мол, я так рада…
Динара была любознательной, усидчивой и шустрой девочкой. У меня еще есть сын на три года младше нее. Помню, прихожу с работы — а они сидят тихо. Что случилось? Ничего. А потом признались: мам, иди посмотри, у Динары кровь. Она играла с детьми, зацепилась и порезала ногу. Они сами пытались оказать ей первую помощь. Но я посмотрела: какая первая помощь? Надо срочно в больницу зашивать ногу. Боли и трудностей Динара никогда не боялась. Стойко все выдерживала. Характер такой мужской.
У Динары никогда не было мыслей бросить биатлон?
Нет. Единственное, в 2015 году она получила травму плеча, которая ее потом беспокоила, — упала с трассы в Италии, сломала винтовку... Я сама ей говорила: дочь, может, надо остановиться, заняться учебой? А она: мама, ты что? Я продолжу бегать. Тем более врачи сказали, что ничего страшного нет. Она живет биатлоном.
Многие мамы и дочери как подружки. Ваш случай?
Да. Мы с ней очень близки. Постоянно делится со мной переживаниями, спрашивает совета, хотя, может, и не всегда поступает, как я говорю. Решения принимает сама.
Динара встречается с российским биатлонистом Кириллом Стрельцовым. О свадьбе не думают?
Нет. Они еще молоды. Спорт на первом месте. Во всяком случае она мне об этом не говорила. На ближайшие несколько лет, думаю, таких планов нет. Однако мы с ним знакомы. Не встречались, но разговаривали по вайберу, скайпу…
Пару лет назад тренер сборной Казахстана Михаил Дудченко говорил, что Динара раздумывает, за сборную какой страны выступать…
Ужас какой! Первый раз слышу. Это неправда. Наоборот, ей когда-то задавали такой вопрос и она отвечала однозначно, что даже думать об этом не хочет. Считает себя белоруской и выступает за свою страну. Не было ни предложений, ни таких разговоров. Все-таки Беларусь ее родина. Пусть она появилась на свет в другом месте, но выросла здесь. Это ее страна.