Костёл и монастырь кармелитов

Опубликовал Знаток города, 01.02.2011

а также другие культовые сооружения города Чаусы

Учащийся Минской Духовной Семинарии Фёдор Кашенок в местной газете "Искра" за 11 сентября 2002 г. опубликовал ценнейший материал, обобщающий сведения об истории церквей в Чаусах. В частности, он сообщает о главном символе города — кармелитском монастыре.

Оказывается, монастырь был основан Николаем Казимиром Подбипента в 1653 г.

В 1747 г. в стиле позднего барокко было возведено монументальное здание храма и комплекс жилых монастырских построек. Доминировал, конечно, храм. Он имел три яруса и фасад его украшали две башни. Жилые строения примыкали к его стенам, ближе к алтарной части, все они были одноэтажными и особых украшений не имели.

В 1803 г. при кармелитском монастыре в Чаусах действовало училище, в котором обучалось 40 мальчиков.

После царского указа Николая I в 1832 году, монахи-кармелиты были изгнаны, а костёл и монастырь закрыты.

Воскресенский собор, 1902 годКакое-то время храм пребывал в запустении. Позже его передали под юрисдикцию православной церкви и освятили как Воскресенский собор. Именно после этой передачи и появился над его зальным строением «купол на круглом барабане».

Собор не отапливался. Поэтому во время зимних холодов совершать богослужение в нем было непрактично. По этой причине в начале XX в. рядом с собором при участии настоятеля протоиерея Андрея Карножицкого соорудили "тёплую" или "зимнюю" церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Она была простенькой архитектуры, всего в один ярус.

Оба храма были обнесены каменной стеной и хорошо содержались. Возле них располагался старинный сад (бывший монастырский). Причт имел много церковной земли.

Андрей Карножицкий был настоятелем Воскресенского собора долгое время. В 1888 году Святейший Синод произвел его в сан протоиерея. В 1901 году наградил орденом Святого Владимира IV степени. В 1909 году сама Государыня Императрица Мария Фёдоровна объявила ему высочайшую благодарность за пожертвование 3000 рублей для беднейших воспитанниц Могилёвского женского училища.

В 30-е годы собор был переоснащен в клуб. А в Великую Отечественную войну оба храма, собор и Покровская церковь, были разрушены.

Сейчас на месте кармелицкого костела располагается невзрачный ресторан. По обычаю, здесь вам расскажут о подвалах, о подземных ходах. Излишек естественной человеческой фантазии было бы гораздо правильнее направить на восстановление величавого символа города. Чтобы не догадки и предположения питали интерес жителей к истории родного города, а реальное и высокое искусство.

В своей статье Фёдор Кашенок сообщает о некоторых церквях, имевших место когда-то быть в этом городе.

Георгиевская церковь, 1902 годВ 1899 году на месте старого, основанного еще в XVI веке, но сгоревшего в 1893 году храма Георгия Победоносна возобновил свою деятельность новый. Он располагался на возвышении и был обнесен каменной оградой. При этой церкви хранились следующие документы: грамота Стефана Батория за 1581 год, в которой Чаусы названы селом; грамота короля Владислава IV на Магдебургское право городу; привилея 1659 года, данная Георгиевской церкви на восемь уволок земли и подписанная Яном Сапегой.

Возле церкви имелся участок земли, засаженный ее настоятелем Федором Бокаревичем плодовыми деревьями и тополями.

Во время Великой Отечественной войны Георгиевский храм был поврежден. Но незначительно. Он ждал помощи. Но вместо этого его по указке властей разрушили. Это случилось в начале 60-х годов.

Фундамент церкви использовали для установки на нем здания бани…

Еще один храм во имя Святителя Николая Чудотворца располагался в предместье города — Заречье. Изначально он был деревянным и располагался на старом кладбище. Но в 1881 году его соорудили из кирпича.

В 20-е годы XX века при этом храме организовывается детский хор во главе с регентом Иваном Федоровичем Глушаковым. На Могилевщине в этот период возникло так называемое обновленчество. Все церкви в Чаусах стали подчиняться обновленческому Синоду. И только одна Николаевская держалась истинного учения. Народ не хотел идти на богослужение к раскольникам, а посему в этот период в храме собиралось много молящихся. И, конечно, у представителей власти это вызвало подозрение. Сначала арестовали священника Сергея Линевина и старосту Степана Сафронова. Потом закрыли храм, который опять был открыт только во время войны.

Следует отметить, что в Николаевской церкви хранились две особо чтимые иконы. Они были старинными, большого размера, написанные красками: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери.

В войну храм был взорван.

В конце своей статьи Федор Кашенок напоминает, что на месте бывших чаусских святынь сейчас расположены клуб, ресторан и баня. И делает вывод: с точки зрения нравственности это выглядит кощунством. Турист не поедет в Чаусы до тех пор, пока на прежние места не будут поставлены хотя бы основные из памятников города. О том, как выглядели они, можно узнать из книги "Россия", том IX. Рисунки чаусских святынь сделал художник Н. Н. Останкович в 1902 году.