Все данные получены из открытых источников.
Автобусный парк, действуя согласно утверждённым расписаниям движения автобусов, осуществляет перевозки пассажиров по городу, району, области. Могут осуществляться также и туристические поездки по разовым заявкам клиента. Для этого в парке имеется 17 пассажирских автобусов. Протяжение маршрутной сети по сельской местности составляет 865 км. Она охватывает центральные усадьбы колхозов, совхозов и сельских Советов, а также населенные пункты свыше 10 дворов. При разработке маршрутной сети учитывались потребности населения, пассажиропоток. Для удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках ежедневно на пригородных и городских маршрутах задействовано 10-13 автобусов, за сутки ими выполняется 52-68 оборотных рейсов.
Это общие цифры, собственно ничего нам не говорящие, просто информация для общего развития. А вот дальше информация к размышлению.
Раньше машинный парк состоял в основном из старых автобусов, которым уже давно было пора на "кладбище". В настоящий момент машинный парк полностью обновился! Самому старому автобусу не более 5-6 лет. Лично для меня эта информация была неожиданной, всё-таки давно я не был в родном городе :)
А вот дальше я хочу поговорить о стоимости проезда в общественном транспорте. В Минске, например, билет на автобус, троллейбус, трамвай, метро стоит 600 белорусских рублей, что примерно равняется 0,28 доллара США (при курсе доллара 2150 руб - прим.), стоимость билета в г.Чаусы - 500 рублей (0,23 доллара). Кстати, стоимость билета на проезд доводится сверху, а не определяется на местах исходя из себестоимости перевозок - это опять справочно.
А вот тут у меня к вам вопрос: знаете ли вы из чего состоят затраты на перевозки пассажиров? Знаете ли вы, что данный вид деятельности, по крайней мере для районных центров, не является прибыльным? Мало того - автобусные перевозки не покрывают даже собственных расходов! В этом можно убедиться по данным следующей таблицы.
Таблица 1 - Итог работы предприятия за 2007 год
Автобусные перевозки | Общий пробег, тыс.км. | Собственные расходы на 1 км. пробега, руб. | Расходы на 1 км пробега, руб. | Субсидии на 1 км пробега, руб. | Возмещение затрат доходами, % | Возмещение затрат субсидиями, % | Рентабельность, % |
Городские | 160,6 | 800 | 1864 | 807 | 42,9 | 43,3 | -13,8 |
Пригородные | 420,9 | 500 | 913 | 300 | 54,7 | 32,9 | -12,4 |
Субсидии, выделяемые из бюджета, и доходы, полученные от продажи билетов, не покрывают фактические расходы. Как видно из таблицы 1, расходы автобусных перевозок превышают собственные расходы в 1,8 раза, а то и в 2,3 раза.
Из чего же состоят расходы на перевозки, мы рассмотрим в следующей таблице.
Таблица 2 - Анализ себестоимости автобусных перевозок.
Статьи затрат | Удельный вес, % |
Топливо | 26,2 |
Смазочные материалы | 0,4 |
Ремонт шин | 0,8 |
ТО и ремонт | 1,9 |
Итого материальные затраты | 29,3 |
Расходы на оплату труда | 34,4 |
Отчисления на соц.страх | 12,2 |
Амортизация | 10,0 |
Общехозяйственные расходы | 14,1 |
Для большей наглядности можно рассмотреть пример на одном из маршрутов обслуживающих город.
Автобус на городском маршруте в работе общей сложностью 17 часов (с 6:30 до 23:10) проезжает, например, 147 км, выполняет примерно 16 маршрутов. В работе задействованы 1 водитель и 2 кондуктора (первая и вторя смена). Перевезено 447 человек (32% от возможностей автобуса), выручка составляет при этом (как показывает простой математический расчет) 223500 рублей. Субсидии в расчете на 1 км пробега на данный маршрут составят 53340 рублей. Распределения доходов от проданных проездных - 17158 рублей.
Затраты за обслуживание 1 сети городского маршрута в день составляют 309731 рублей. Из них: заработная плата - 31,1%; отчисления на социальное страхование - 11,4%; топливо и смазочные материалы - 26,7%; затраты на ТО и ремонт - 5%; амортизация - 9,2%, общехозяйственные расходы - 8,6%, налоги - 8%.
В итоге получаем: автотранспортное предприятие, обслуживая одну маршрутную сеть города одним автобусом в день, имеет 15733 рубля убытков. В месяц эта сумма составляет 472 000 рублей.
Вот как оно, оказывается. Лично я этого не знал. А Вы ?!
(c) Стамп, 8 мая 2008